официальный сайт администрации
городского поселения Угольные Копи
Местное самоуправление в России регулируется нормами федерального законодательства и правовыми актами, принимаемыми субъектами РФ, в связи с этим возникает значительное количество вопросов о применении тех или иных положений права.
Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Основным правовым актом, регламентирующим деятельность муниципальных служащих, является Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ). Кроме того, правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Согласно ст. 3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим законом. О том же сказано в ст. 11 ТК РФ.
Правом поступления на муниципальную службу обладают граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Законом N 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 этого закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой (ст. 16 Закона N 25-ФЗ). Обратим внимание, что в отличие от государственной гражданской службы должности муниципальной службы могут замещать граждане не только РФ, но и иностранного государства - участника международного договора РФ, по которому иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Им может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ст. 2 Закона N 25-ФЗ).
При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет документы, указанные в ч. 3 ст. 16 Закона N 25-ФЗ. Данный перечень несколько отличается от установленного в ст. 65 ТК РФ. В частности, к таким документам относятся:
Сведения, представленные в соответствии с Федеральным законом N 25-ФЗ гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. Если в процессе проверки будут установлены обстоятельства, препятствующие поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора, заключенного в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 25-ФЗ. При этом следует помнить, что заключению трудового договора для замещения должности муниципальной службы в муниципальном образовании может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (ст. 17 Закона N 25-ФЗ). Порядок проведения конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.
Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.